"ГУ ОПФР по Республике Марий Эл"

Пенсионная реформа
На главную

Новости

Законы и нормативные документы

Софинансирование пенсионных накоплений

Пенсионная реформа

Организация инвестиционных процессов

Персонифицированный учет

ЕДВ и материнский капитал

Документации и инструкции

Программное обеспечение

Отделение ПФР по РМЭ

Управления ПФР по РМЭ

Вопрос-ответ

Наша история



Почему пришлось изменять пенсионную модель?

Недавно Правительство объявило о предстоящих изменениях пенсионной модели – об отказе от накопительных отчислений в размере 2 проц. для мужчин от 1953 до 1966 и женщин от 1956 до 1966 года рождения, о переносе сроков перехода к 6-процентной ставки накопительных отчислений для лиц моложе 1966 года рождения с 2006 на 2008 год… Чем вызваны эти перемены? Не означают ли они конец пенсионной реформы, как пишут порой борзые журналисты? И от чего эти перемены должны защитить пенсионную систему?
Подобные вопросы в почте Пенсионного фонда сегодня нередки. Они свидетельствуют о том, что преобразования пенсионной системы, начатые в 2002 году, стали небезразличны значительным массам населения. Как и о том, что перемены в конструкции пенсионной модели были предложены неожиданно для населения, без предшествующей его психологической подготовки, без серьезного объяснения причин.
А причины, побудившие к внесению в пенсионную модель взбудораживших общество “поправок”, в действительности очень серьезны. Ведь речь идет о значительных изменениях экономической среды, в которой существует и действует пенсионная система, влияющих на баланс ее доходов и расходов. Напомним: к преобразованию пенсионной модели нас побудило начатое финансовыми ведомствами реформирование налоговой системы, которое имеет целью освобождение экономики от чрезмерного налогового бремени. Налоговая реформа проявилась, прежде всего, в снижении ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 проц. до 26 проц. – почти на 10 проц., из которых 8 проц. приходится на пенсионную составляющую. Это означает, что вместо 28 проц., уплачивавшихся до сих пор в пенсионную систему в виде налогов и страховых платежей, работодатель в случае принятия этих предложений будет платить всего 20 процентов.
А в денежном выражении это означает, что уже в 2005 году пенсионная система потеряет 268 млрд. рублей доходов. Правда, сразу же оговоримся – все эти средства федеральный бюджет вернет ей. Но такая нагрузка для федерального бюджета окажется слишком тяжелой, даже с учетом его дополнительных доходов, обусловленных более высокими ценами на нефть. Поэтому для бюджета гораздо сложнее станет выполнять другое свое обязательство перед пенсионной системой: компенсировать выпадающие доходы в связи с формированием накопительной части трудовой пенсии.
Напомним, накопительная часть пенсии это своего рода резерв, предназначенный для того, чтобы в полном объеме выполнять пенсионные обязательства перед ныне работающими, когда они начнут выходить на пенсию в боле сложной демографической ситуации с преобладанием пенсионеров над работающими. Для этого часть страховых взносов приходится изымать из расходной части бюджета Пенсионного фонда и резервировать (остальная же часть страховых взносов после регистрации их на счетах граждан направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Объем изъятия солидный – только за 2002 год, первый год пенсионной реформы, на пенсионные накопления было направлено 34,5 млрд. рублей. При этом объем изъятий будет нарастать год от года – отчасти в связи с ростом доходов населения и общих объемов страховых отчислений, отчасти – в связи с тем, что для более молодых возрастных групп доля накопительной составляющей будет возрастать (с 2 проц. в 2002 г. до 6 проц., как предполагалось ранее, в 2006 г. и, как предлагается ныне, - в 2008 г.).
Уже в 2005 г. ожидается, что объем пенсионных отчислений превысит 60 млрд. руб., что составит основу текущего дефицита Пенсионного фонда И, следовательно, суммарные потери бюджета ПФР составят около 330 миллиардов. При этом перед пенсионной системой по-прежнему стоит задача обеспечивать бесперебойное и полное выполнение обязательств государства перед нынешними пенсионерами, не допуская сбоя в выплатах и возникновения задолженности.
Поэтому для стабилизации финансов пенсионной системы и уменьшения нагрузки на федеральный бюджет важно хотя бы частично снизить эти потери. Источник для этого усматривается только один – снижение накопительных отчислений для ныне работающих и, следовательно, объема изъятий из доходной части бюджета ПФР.
Почему для этого снижения были выбраны так называемые двухпроцентники – средняя возрастная категория работающих, мужчины от 1953 до 1966 и женщины от 1957 до 1966 годов рождения? Дело в том, что предусмотренная для них ставка накопительных отчислений – 2 из 14 процентов страховых взносов – не позволяла большинству из них за время, оставшееся до выхода на пенсию, накопить существенную прибавку к своему пенсионному капиталу. И, следовательно, накопительная часть не сыграла бы существенной роли в финансировании их пенсии. А для пенсионной системы возвращение указанных 2 проц. в лоно страховой части имело бы большой экономический эффект – это означало бы уменьшение дефицитности бюджета ПФР в прогнозируемых данных 2005 г. на 35-40 млрд. рублей. Уменьшить обременение бюджета на такую значительную сумму без нарушения пенсионных прав средней возрастной группы было бы серьезным облегчением для ПФР.
И, наконец, последний вопрос – а можно было бы вообще обойтись без снижения налогового бремени на экономику в ближайшие годы? В при всей болезненности социальных последствий этого решения нельзя не признать, что столь благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для осуществления серьезного экономического и технологического рывка к России в обозримом будущем вряд ли предвидится. И этот шанс упускать было нельзя. Поэтому-то государству и пришлось так серьезно изменить экономические условия работы пенсионной системы, а нам - перенастроить ее с учетом этих перемен.

Владимир ВЬЮНИЦКИЙ
Советник Председателя Правления
Пенсионного фонда России