"ГУ ОПФР по Республике Марий Эл"

Пенсионная реформа
На главную

Новости

Законы и нормативные документы

Софинансирование пенсионных накоплений

Пенсионная реформа

Организация инвестиционных процессов

Персонифицированный учет

ЕДВ и материнский капитал

Документации и инструкции

Программное обеспечение

Отделение ПФР по РМЭ

Управления ПФР по РМЭ

Вопрос-ответ

Наша история



Не понесут ли граждане ущерб от изменения пенсионнной модели?

В последнее время средства массовой информации полны утверждениями о том, что граждане, у которых предполагается снять двухпроцентные отчисления на накопительную часть пенсии и вернуть их в страховую часть, понесут от этого решения серьезный ущерб. Так ли это?
Возможно, сам факт отнятия ранее данного права психологически и выглядит как ущерб. Но это, скорее, эмоциональная реакция, а не результат экономического расчета. А с экономической точки зрения все выглядит совсем не так.
Начнем с того, насколько существенно влияет накопительная часть на размеры пенсии так называемых двухпроцентников – мужчин от 1953 до 1966 и женщин от 1957 до 1966 годов рождения, или средней возрастной группы работающих. С момента начала пенсионной реформы до достижения пенсионного возраста они могли отработать на условиях нового пенсионного законодательства от 10 до 24 лет. При 2 проц. ежемесячных накопительных отчислений это означает, что за годы работы в их пенсионном капитале средства для финансирования накопительной части составят от 240 до 576 проц. их среднемесячной зарплаты (без учета инвестиционного дохода). Если же разделить полученные величины на 228 месяцев установленного законом периода дожития и определить таким образом, какой процент среднемесячной зарплаты будет добавлен к пенсии в качестве ее накопительной части, результат окажется невелик – от 1,05 до 2,7 процента.
Даже при нынешнем коэффициенте замещения зарплаты пенсией, равном 30 - 35 проц., при котором пенсия замещает зарплату примерно на одну треть, такая величина накопительной части не может быть сколь-нибудь ощутимой. А если уж ставить задачу поднять размер пенсии до 55 – 60 проц. от средней зарплаты за годы работы, как это имеет место в странах с накопительными пенсионными системами, то уж тем более накопительная часть для двухпроцентников никакой роли не сыграет. Работающие просто не успеют за относительно недолгие годы работы накопить при таком символическом объеме отчислений серьезную добавку к пенсии. Поэтому возвращение накопительных 2 проц. в состав страховой части пенсии никакого существенного влияния на размер пенсии этой возрастной группы просто не окажет.
Если же говорить о динамике роста страховой и накопительной составляющих пенсии, то сравнение окажется опять же не в пользу последней. Об этом свидетельствуют данные о темпах роста разных частей пенсионного капитала по итогам 2002 г. – первого года пенсионной реформы.
На каждый рубль, зачисленный на специальную, накопительную часть лицевых счетов граждан в 2002 - 2003 годах в виде дохода от их инвестирования получено по 40 коп. прибавки. А на каждый рубль, зафиксированный на страховой части счета, - по 50 копеек. Иными словами, индексация страховой части пенсионного капитала по темпам роста заработной платы в стране и доходов пенсионной системы оказывается на 20 проц. более эффективной и выгодной для работающих, чем накопительная.
В чем причины этого? Во-первых, в том, что заработная плата является сегодня одним из наиболее динамично увеличивающихся индикаторов экономического роста. По сравнению с мировыми стандартами, в России она примерно в полтора раза официально недооценена. Правда, при этом на начало пенсионной реформы примерно две трети доходов не были легализованы. И эти два процесса – дооценка роли труда в ходе подъема экономики и легализации доходов населения под влияние налоговой реформы – будут в ближайшие полтора-два десятилетия предопределять опережающий рост заработной платы по сравнению с большинством других показателей экономического роста.
Поэтому для средней возрастной группы работающих практически до завершения их трудовой карьеры будет более выгодна индексация страховой части пенсии по темпам роста заработной платы, а не индексация накопительной части по темпам роста инвестиционного дохода. И возвращение 2 проц. из накопительной составляющей их пенсионного капитала в страховую отвечает их интересам прежде всего по экономическим соображениям.
Наконец, вопрос о том, как же поступят с теми средствами пенсионных накоплений, которые поступили и поступят на лицевые счета двухпроцентников за 2002, 2003 и 2004 годы. Высказываются опасения, что эти накопления будут просто потеряны. Опасения эти безосновательны – по действующему пенсионному законодательству граждане имеют на эти накопления полные права. И никто их этих прав лишать не собирается. Поэтому пенсионные накопления за первые три года пенсионной реформы останутся в распоряжении работающих средней возрастной группы и по их выбору могут быть переданы в управление любой из допущенных ан рынок управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и других участников работы по инвестированию пенсионных накоплений. А потом, вместе с доходом от инвестирования, эти средства будут учтены при назначении пенсии, когда граждане выйдут на заслуженный отдых.

Владимир ВЬЮНИЦКИЙ
Советник Председателя Правления
Пенсионного фонда России